Размер шрифта в 14 пунктов: по ГОСТам или нет?
- Войдите на сайт для отправки комментариев
Коллеги, кто знает ответ на мой вопрос.
Что-то я не помню где видел, что размер шрифта в документах устанавливается в 14 пунктов. А может я ошибаюсь?
Я уже давно работаю техн. писателем (ведущим инженером отдела проектирования, ведущим специалистом отдела проектирования и стандартизации). Сейчас меня обозвали "документатор", для меня, понятно, хоть "горшком" назови только в печь не ставь.
Накопил, конечно, много отработанных документов на все случаи жизни. Сводил их в базу, интерфейсы делал в разных пакетах.
В нынешней организации кроме меня никто про документирование практически ничего не знает. Хочу сразу же привести все к общему знаменателю, хотя пока все делать буду сам. Стандарт сооружу, конечно же, сам для себя. Но есть мелочи (а за всем не уследишь сами знаете), совет по которым хотел получить.
Например, рамки и основные надписи. В каких документах они нужны, а в каких - нет? Встречал однотипные документы и с рамками и без них, с разными титульными листами, основные надписи где есть без рамок, где с рамками.
Вот на что хотелось бы получить ответ. Либо самому определить как и что делать? Это-то я могу.
Хочу создать стандарт предприятия по текстовым документам.
А как это сделать?
С уважением, Евгений
В какой-то момент тоже это пыталась сделать... А потом поняла, что есть способ лучше и проще. Нужно просто сделать шаблоны. И единообразие обеспечено, и требования стандартов будут точнее соблюдаться, и рамочки прорисованы.
Если к этому добавить желание иных заказчиков платить за количество листов в документе, то если допустить анархию можно довести ситуацию до полного абсурда.
Все же если заказчики платят за страницу, то за учетную (слова или знаки), а не за физическую, не такие они уж дураки.
Еще раз уместно напомнить, что сегодня следование требованиям стандартов обязательно лишь только в том случае, если это оговорено условиями контракта (договора).
Хочу создать стандарт предприятия по текстовым документам.
А как это сделать?
С уважением, Евгений
У меня тоже накопилось много причин поработать на эту тему. Хотя и выходят изменения на ГОСТ 2.105 приближающие его к процессу создания документов на компьютере. Но однако много и противоречивого.
В одной уважаемой организации на один наш документ сделали замечание, что мол слово "Таблица" в заголовке таблицы нужно писать разряженым шрифтом, как и слово "Примечание" по тексту документа. И все это на основании ГОСТ 2.105.
Т.е. любой пример в ГОСТе рассматривается как ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ требование. Хотя нигде в ГОСТе не написано такового требования.
Хотел бы я спросить у той, которая этот текст набирала, что ее сподвигло на такое действие.
А кто объяснит, почему на стр.10 ГОСТ 2.105 в примере оформления таблицы (Рисунок -2) слова "Продолжение таблицы" набраны курсивом?. И подобных ЛЯПОВ по тексту достаточно. Вот чересчур РЕТИВЫЕ нормоконтролеры и начинаю выдвигать "обоснованные" требования.
Буквально вчера мне показали требования на оформление экспортной документации в котором рекомендуется набирать текст документа шрифтом - Times - 16, а на титульном листе - 18.
Если к этому добавить желание иных заказчиков платить за количество листов в документе, то если допустить анархию можно довести ситуацию до полного абсурда.
Одним стандартом Вы вряд ли обойдетесь. Прочтите для начала статью: http://www.tdocs.ru/node/60 .
Я оформляю документы шрифтом Times New Roman 14 пт. Чтобы не было лишних вопросов, это прописано в стандарте предприятия как не противоречащее действующим ГОСТам.
Хочу создать стандарт предприятия по текстовым документам.
А как это сделать?
С уважением, Евгений
Vadim, полностью с Вами согласен. У нас аналогично; шрифт Times New Roman 14 пт, интервал полуторный, и все это прописано в стандарте предприятия и согласовано с заказчиком.
Я сам когда то печатал документы на печатных машинках, а у них небыло (и не могло быть) богатства выбора шрифтов.
А интервал полуторный диктуется двумя причинами:
Вопервых, использованием документов в производстве. В частости, регулировщики аппаратуры в процессе работы между строк текста имеют возможность делать пометки (замечания) карандашем, а потом переносят их в журналы изменений и замечаний.
Вовторых, те документы, подлинники которых хранятся в архиве в бумажном виде, корректируются тушью путем вписывания изменений между строк.
А вот почему шрифт 14.
Во первых, поначалу (до создания электроного архива), с появлением компьютеров, мы заменяли листы в технической документации, ранее распечатанной на печатных машинках. И текст напечатанный шрифтом Times 14 менее всего отличался от печатной машинки.
Во вторых, читая шрифт размером 14, меньше утомляются глаза. Это конечно субъективное мнение. Но приходится учитывать и то что в производстве и в руководстве еще достаточно людей с ослабленным зрением, т.е эргономический фактор.
Это не исключат оформления документов с иными условиями, если того пожелает тот или иной заказчик (как говорится Заказчик всегда прав).
Я оформляю документы шрифтом Times New Roman 14 пт. Чтобы не было лишних вопросов, это прописано в стандарте предприятия как не противоречащее действующим ГОСТам.
Заказчик хочет 14 пунктов или Вы хотите, чтобы так было?
Заказчик придирается ко всему - дотошный. Мы же просто будем подстраиваться под него. Хочет 12 - пусть, хочет 14 - да на здоровье. Вот только интересуется основанием.
Кстати, где-то Вадим писал, что машинописный шрифт соответствует 14 пт.
Точнее 13. Промеряно лично.
сейчас жарко для этого
Да не надо париться.
ГОСТ 2-004
1.1. При выполнении документов на бумажных носителях при помощи устройств вывода ЭВМ следует различать:
документы, получаемые при помощи алфавитно-цифровых печатающих устройств (далее - АЦПУ);
документы, получаемые при помощи графических устройств вывода ЭВМ (далее - графические устройства).
Примечание. Документы могут быть выполнены на комбинированных устройствах вывода ЭВМ. На такие документы распространяются требования, предъявляемые к документам, получаемым при помощи АЦПУ.
.....1.8. Буквы, цифры и знаки в документах, получаемых на графических устройствах, должны соответствовать ГОСТ 2.304;
на АЦПУ - определяются типом печатающего устройства.
Заказчик хочет 14 пунктов или Вы хотите, чтобы так было?
Да, кошмар. Просто заказчик придирается к размеру и спрашивает откуда взята эта цифра. Придется что-то придумывать...
В полиграфии наряду с метрической используется типографская система измерений. Эта система была разработана в 1785 г. французом Дидо, поэтому и систему измерений часто называют системой Дидо. В основу типографской системы положен французский дюйм, так как во время ее разработки еще не была принята метрическая система. Впоследствии попытка привести типографскую систему измерений в соответствие с метрической не увенчалась успехом, так как, во-первых, для этого пришлось бы заменить все наборные материалы и часть деталей в печатных машинах, а во-вторых, проблематично, потому что самая мелкая единица метрической системы (миллиметр) слишком крупна для типографских измерений.
Основными единицами типографской системы мер являются 1 пункт (1 п.), равный 1/72 французского дюйма, 1 цицеро (1 циц.), содержащее 12 п., и 1 квадрат (1 кв.), содержащий 4 циц. или 48 п.
1 п. = 1/2660 м = 0,3759 мм
1 циц. = 4,512 мм
1 кв. = 18,048 мм
При компьютерном наборе используется англо-американский типографский пункт (point), равный 0,3528 мм. Для перевода англо-американской системы измерений в типографскую пользуются соотношением: 1 points=0,9348 п.; 1 п.=1,0697 points. Более крупная единица 1 пика (pica) равна 12 п. (?4,22 мм).
Считайте сами - у нас тут слишком сейчас жарко для этого:)
Но 12 пунктов (примерно 13 pt) - это уже 4,22 мм.
Единственное требование ГОСТ - высота не менее 2,5 мм (т.е. где-то 8 pt). Все остальное допускается - хоть 48 pt, если совесть позволит:)
Вы знаете, я сейчас измерил: 14 пунктов Times New Roman соответствует 2 мм. Конечно, грубо, но...
Кстати, где-то Вадим писал, что машинописный шрифт соответствует 14 пт. Видимо это я спутал с ГОСТами.
А вот например в спецификации S1000D четко указывается:
Параграфы
Один или несколько параграфов текста могут следовать после заголовков 1 - 4 (с выравниванием по краю). Обычно, только один параграф текста следует после заголовка. Параграфы текста должны печататься 10 кеглем (прямой). Рекомендуется не использовать выравнивание по ширине.
Перевод строки, междустрочный интервал должны равняться нормальному переводу строки в 12 кеглей (приблизит. 4 мм).
Интервал после параграфа должен составлять 8 кеглей.
Параграф не должен разделяться в результате разрыва страницы, потому что только одна единственная строка будет размещена на верхнем обрезе следующей страницы.
По крайней мере, в таком случае две строки должны перейти на следующую страницу.
Единственное требование ГОСТ - высота не менее 2,5 мм (т.е. где-то 8 pt). Все остальное допускается - хоть 48 pt, если совесть позволит:)
- Войдите на сайт для отправки комментариев
Вы ж работали ведущим инженером отдела проектирования и стандартизации. Кому, как ни Вам, знать, что наличие (как и вид) основных надписей определяет ГОСТ?
И нужны ли вам "рамочки"? См. замечание Вадима. Хотя у нас, хоть и не оговорено договором, но ТУ и чертежи уж точно завернут, если они будут без рамок.
Кстати, в этом форуме конкретно про "рамочки" есть достаточно много информации.
И все-таки, советую сделать шаблон. А еще лучше - несколько для разных видов документов. У меня были написаны требования к шрифту, отступам, заголовкам и т.д. Я и сама иной раз их не соблюдала, не говоря уж о других. А сейчас все делаем в шаблоне - любо-дорого!
http://www.littera.ru/