Приятная встреча :)
- Войдите на сайт для отправки комментариев
1. объявляю форум Военно-Воздушной Инженерной Академией им. surgeon'а;
интересно, а к ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского Вы имеете отношение?
Не могу не разместить такое - в июне 2007 года было 25-летие выпуска наших летчиков в Сызранском ВВАУЛ - это училище, увы, одно осталось, что до сих пор выпускает вертолетчиков.
Слева - Костя, в гражданке - Сергей Федорович Дуплякин - он был командиром моего полка до 1990 года. Двух других не помню, но лица очень знакомые, и фамилии на слухУ. Особенно знакомое лицо у генерала, что крайний справа.
ЗЫ. Так вот! Это называется "боевое братство" - гражданским такое и не снилось...
Мда. Два человека пишут, о том как служили. Одно произв-ние читаешь - отдыхаешь, думаешь и вообще время приятно проводишь, другое - даже до конца не дочитал
Это какое-то сборище чернухи, чесслово...
Посоветовали одну книжку почитать:
Александр Покровский
"...Расстрелять!"
Исполненные подлинного драматизма, далеко не забавные, но славные и лиричные истории, случившиеся с некоторым офицером, безусловным сыном своего отечества, а также всякие там случайности, произошедшие с его дальними родственниками и близкими друзьями, друзьями родственников и родственниками
друзей, рассказанные им самим.
Автор
http://lib.irismedia.org/sait/lib_ru/lib.ru/pokrowskij/pokrowsk.txt.htm
Listing of Soviet Air Bases
Где-то я подобное видел...
А да. На собственных сборах.
Вот еще кусочек, подготовленный для второй части "записок"
Как становятся настоящими офицерамиИюль. Ст. инженер по РЭО угрозы принять зачет лично так и не сдержал - знание студентом тактико-технических характеристик бортового радиоэлектронного оборудования летательных аппаратов майора Виктора Т. не волновало. Исписанная корявым почерком общая тетрадь пылилась в кунге - ввод в строй завершился сам собой.
Регламентные работы не напрягали. «Не трогай технику, и она тебя не тронет», - говаривал видавший виды усатый прапорюга Витёк, всаживая со всей своей дури РВ-3 (радиовысотомер) в ножевой разъем на глазах изумленного студента.
Студент утратил былой лоск и изысканную вежливость. «Здрасссьте», «извините, пожалуйста» и прочие «антимонии» остались в прошлом. Студент пинал обшарпанную дверь «радистовского» домика, наливал, гремя цепочкой, полкружки отдающей керосином воды, усаживался за стол, по-хозяйски неторопливо и вдумчиво изучал личный состав. С минуту, по-Станиславскому, держал паузу.
«Что, сука, тащ прапорщик?!», - в голосе студента не было ни злости, ни агрессии - так, обыденность. Андреич ронял голову на резину стола, плечи его тряслись от безудержного хохота - достойная растет смена . «Андреич», - все больше борзел студент, - «что, настроение хорошее?! Могу подпортить, на...», - «на» в конце фразы приклеилось к языку.
Андреич темнел лицом и нервно смахивал со стола одному ему видимые крошки. «Что, чертей гоняем?!», - окончательно «терял наглость» студент, с любопытством ожидая реакции капитана. «Пашшшол отсюда!», - ревел, теряя остатки терпения, Андреич. «Так точно! Никак нет!» - дважды повторять не приходилось.
За домиком, устроившись на бревнышке, Толян прутиком чертил по песку. «Эт шо за онанизм, тащ старший лейтенант?!» «А, Лёха... Ты... Да вот, учу ходить строем этих уродов...», - по песку шарахались ошалевшие жуки с оборванными крылышками. «Понятно, на...», - зевнул студент, присев рядышком, - «по плану...».
Ласковый ветерок играл листвой. За «колючкой», из полузаросшего окопчика (линия обороны аэродрома), манил оранжевой шляпкой новорожденный подосиновик. Лень... Студент надвинул на нос фуражку (берет не носил принципиально), счастливо вздохнул и сомкнул сонные веки.
Сон не шел. В голове вертелись куски гитарных «запилов» (какой соляк, какой фузяк), влажный взгляд ленинградской подружки Ирочки, обещавшей скрасить суровые армейские будни лейтенанта ближе к концу недели, и прочие «а кашу маслом не испортишь». Затем исчезло все...
Студент с недоумением открыл глаза - нет, это не сон! Вот сортир, вот колючка, вот Толян, но где же...?! «Толян, я чего-то не понял, на... Слышь, Толян, у меня - НИ ОДНОЙ МЫСЛИ В ГОЛОВЕ!!!»
Толян вздрогнул, уронил прутик, вскочил, втоптав своих несчастных воспитанников в песок и, с восхищением глядя на студента, изрек - «Лёха, ты стал НАСТОЯЩИМ ОФИЦЕРОМ!!!»
Игорь, см. личку.
Кстати, второго слева на снимке http://lib-geminus.narod.ru/Photos/21.jpg видел не позднее, чем 24 марта нынешнего года, в автобусе из Новополоцка в Боровуху-1. Видел и раньше. Парень почти не изменился.
Игорю Фролову - шиндандские снимки 86-87 гг. Есть с более высоким разрешением, очень тяжелые, могу выложить отдельно.
Вот спасибо! Скачал, буду посмотреть - знакомые лица! - пошлю Феликсу, Вите Дзевицкому - пусть полюбуются на жизнь ТЭЧи нашей!
Боевой слон - Васька верхом на Толяне
Толян (справа) с группой товарищей
Толян, Васька. В темных очках справа от Васьки - помню в лицо, служил с нами.
Толян перед заменой в модуле - похерил службу напрочь
Толян с группой товарищей. Крайний справа - тоже очень лицо знакомо.
Толян с кем-то, мне незнакомым.
Концерт Ёси
Второй слева - Догушкин, за дамой - Васька с Толяном.
Мечеть
Та же команда - куда-то двинули
Всеми любимое построение
Игорю Фролову - шиндандские снимки 86-87 гг. Есть с более высоким разрешением, очень тяжелые, могу выложить отдельно.
Васька Безручкин в бассейне
Толян в бассейне
Васька с неизвестной мне дамой
Это Догушкин (если не ошибаюсь - Слава). Служил у нас сверчком.
"Кинотеатр"
Мастерство растет
Только, что ж так коротко?
Не успеваю
Снимки привез, завтра собираюсь отсканировать и выложить.
Опубликовано начало части II Записок "студента" - http://authorit.ru/?c=10&b=8
Мастерство растет:)
Только, что ж так коротко?
Кадету вчера почтой кинул вордовый файл, как договаривались с ним, поскольку через интерфейс никак не уходило.
А вопрос выезда за бассейном сейчас решается. Скорее да, чем нет.
to Игорь Фролов
Есть большие надежды, что мечты твои сбудутся. Касательно бассейна - в районе 28 марта.
Спасибо, буду ждать. Начало второй части прочитал - хорошо. Вишь, до Кадета не дошло - бывает такое. Я тоже ждал немало - почти месяц после посылки, думал, не подошло.
to Игорь Фролов
Есть большие надежды, что мечты твои сбудутся. Касательно бассейна - в районе 28 марта.
Аффтар, ацкий сотона, жжот! Пеши исчо!
В падонки, что-ли записаться Есть у них интересные вещи с неожиданной развязкой, например, Автобус
Опубликовано начало части II Записок "студента" - http://authorit.ru/?c=10&b=8
Прочитал... Развеялся перед началом рабочего дня:) Понравилось.
Правда, поначалу, рванное повествование несколько напрягло, но к концу, когда втянулся, понял, что так оно даже лучше.
Резюмирую:
Аффтар, ацкий сотона, жжот! Пеши исчо!
там 21-х полноценных стояло штук 6 - раз в неделюцелый день там проводили. Помню самостоятельный запуск - почувствовал мощь, когда он начал тянуть вперед - на тросах - представил, как тросы рвутся и я вылетаю, пробив ворота
У нас было с полсотни, если не больше, МиГ-21, МиГ-17, а также пара тройка вертолетов, насколько помню - Ми-2.
К газующим нас, радистов, не подпускали, от греха подальше Но многометровый след от расплавленного снега и выжженной травы запомнился хорошо.
Сейчас вот восстанавливаю события учений "Осень-88". Подвернулся тогда под руку инженеру, и он дал команду мне Язова встречать Лично встречать - никакого вранья, все честно
Вот, опубликовал в удобочитаемом виде Записки "студента". Часть I
Уважаемые коллеги, вы бы покритиковали, что-ли... А то все обсуждаете какие-то OpenDSN, ГИСы... Сушка мозгов сплошная
А чего критиковать-то, Мне понравилось. И хорошо, что вот так подряд. Это уже полноценная реконструкция прошлого, а не просто истории.
А у нас в УАИ была "газовка" прямо в городе - там 21-х полноценных стояло штук 6 - раз в неделюцелый день там проводили. Помню самостоятельный запуск - почувствовал мощь, когда он начал тянуть вперед - на тросах - представил, как тросы рвутся и я вылетаю, пробив ворота:)
Коллеги, кроме тех веток, не видят другие . Работа, работа, работаааа...
Вот, опубликовал в удобочитаемом виде Записки "студента". Часть I
Уважаемые коллеги, вы бы покритиковали, что-ли... А то все обсуждаете какие-то OpenDSN, ГИСы... Сушка мозгов сплошная
Самое-то начало забыл
Посвящаю 276 Отдельному Вертолетному Полку 26 Воздушной Армии Краснознаменного Белорусского Военного Округа.«Вредитель!!!» - резюме одного «из бывших» после опубликования в форуме Войска.ру ссылок на авиационную ветку Биглера. Трудно не согласиться. Все работы приостановлены, весь личный состав выведен из строя сроком на две недели.
Военно-Воздушные Силы и авиация в целом - кладезь воистину неисчерпаемый. Тот, кто служил (или просто соприкоснулся с авиацией), способен завладеть вниманием даже не самого благодарного (подготовленного) слушателя. Сожалею о том, что не пошел на поводу собственного «внутреннего голоса», требующего хотя бы изредка вести армейские дневники
Об авторе
В восьмидесятых окончил Московский энергетический институт и, после года тления в одном из московских НИИ, «загремел» в армию, в ТЭЧ 276 ОВП 26 ВА КБВО, на должность старшего техника группы регламентных работ РСиРНО - радиосвязного и радионавигационного оборудования.
В связи с «увольнением в запас по выслуге срока действительной военной службы», или, как тогда казалось, «по дембелю окончательному и бесповоротному», «покрутился» на гражданке и... вернулся «в кадры». Дальнейшая служба, правда, уже не была непосредственно связана с работой на АТ (на авиационной технике - для непосвященных).
Повторный «окончательный и бесповоротный» дембель пришелся на июль 2003 года. Но чем черт не шутит...
Пришла повестка на бумажке...
«... очень мягкой, туалетной,
Явиться мне в военкомат, под автомат.
И я, молоденький мальчишка, лет семнадцать,
Может, двадцать (тридцать, сорок)
На фронт германский подался...»На самом деле, все обстояло несколько иначе. Повестка была вручена в военкомате из рук в руки. В ней отсутствовало суровое «...на основании Закона «О всеобщей воинской обязанности» Вам надлежит...». Повестка напоминала, скорее, приглашение на званый обед - «Уважаемый тов. лейтенант такой-то (от руки), предлагаю Вам...» и так далее.
Несмотря на вечный дефицит специалистов по РЭО, призыв был плановый, неспешно и грамотно организованный и подготовленный. Годом ранее была пройдена первая медкомиссия, двухнедельная стажировка в ВВИА им. Н.Е. Жуковского. Всему этому предшествовали военные сборы и трехлетнее обучение азам военной специальности на военной кафедре родного ВУЗа. О кафедре - чуть ниже.
Военкоматовский майор-краснопогонник небрежно швырнул мою «краснокожую паспортину» в верхний ящик обшарпанного и явно бесхозного, «ничейного» стола (где он успешно провалялся без малого два года), пожал руку и пожелал удачи. Через пару дней, с предписанием и штампом в военном билете - «паспорт сдан», ваш покорный слуга убыл из Москвы в Минск.
ОВК МЭИ - лирическое отступление
Об Объединенной Военной Кафедре МЭИ можно рассказывать бесконечно. Вкратце отмечу, что стиль обучения в оной мало отличался от училищного (если верить рассказам выпускников военных училищ). Все то же, за минусом казармы, нарядов, сапог и с минимумом строевой подготовки.
Кафедра выпускала специалистов трех авиационных специальностей, кроме «вооружейников». Командовал ею доктор технических наук полковник Барзилович, преподавательский состав был, преимущественно, собран из все той же Академии им. Жуковского.
Материальная база кафедры была такова, что ей могли позавидовать даже отдельные ВВАИУ. Кафедра располагала собственным учебным аэродромом, на коем паслись, по-бедности, все прочие военные кафедры авиационного профиля Москвы, включая даже кафедру Московского Авиационного Института.
Об уровне подготовки специалистов говорить не приходится. Что нового может таить в себе, положим, АРК, РВ или ДИСС для студента радиоэлектронного факультета, да еще на фоне повального в те времена увлечения радиолюбительством? Так, повторение пройденного...
На борту МиГ-21 (учебный аэродром МЭИ). Борта прилетали на аэродром Чкаловский своим ходом, а ночью их на водиле стаскивали к нам по Щелковскому шоссе.
На "радистовских" бортах не было почти ничего, кроме РЭО. Снимали даже двигатель. Особо секретные блоки - в первую очередь. На бортах для СДшников - наоборот, только движок с необходимой обвязкой. Чтобы прогазовывать борт можно было.
"Дедовщинка"
Дедовщинка не дедовщинка, но некоторый неуставняк поначалу имел место. Выражался сей неуставняк шуточками в мой адрес (да и в адрес других студентов), причем шуточками едкими и довольно обидными.
Надо сказать, что поджарые старлеи, заменившиеся с Афгана, подобных фокусов себе не позволяли. Прапора тоже. Стеснялись, наверное У «старших» младших офицеров детсадовский возраст, в силу престарелого возраста, тоже давно прошел.
Больше всех свербило в заднице у юного выпускника МАТУГА - Минского авиационно-технического училища гражданской авиации, мл. лейтенанта Вовы В. Вова жил в соседней камере с двумя героями Афгана, служил в части чуть более года и, в связи с указанными обстоятельствами, считал себя матерым авиатором, не упуская случая публично меня, мягко говоря, подначить.
Стоит ли объяснять, насколько мне все это осточертело! Попытки отшутиться или уйти от подначки по принципу «не обращай на идиота внимания» успехом не увенчались. Вовчик с тупым упорством продолжал свою, с позволенья сказать, игру. Мне, естественно, не оставалось ничего, кроме как глотать обиду.
Злось в душе добродушного студента копилась около трех месяцев. Даже Вовчику, наконец, изгаляться поднадоело, но тут прорвало меня, вроде бы уже и без повода.
Как-то вечером, размышляя в своей «одиночке» о тяжелой жизни студента в условиях суровой армейской действительности, услышал характерный шум возвратившейся из кабака компании. Стоило некоторых волевых усилий подняться и пригласить Вовчика на беседу в коридор общаги.
Вовчик, надо сказать, в ситуацию поначалу не въехал. На изысканно вежливое «прекрати свои подначки» Вовчик «кинул пальцы», мол, «студент, будешь вы@бываться, мы тут тебя и закопаем». На что получил мягкий, но ощутимый удар в челюсть.
В пьяных глазах Вовчика мелькнуло нечто, похожее на страх, но тут дверь приоткрылась и героические старлеи, правильно заценив обстановку, вырвали Вовчика из лап разъяренного студента - «ну, что ты, студент, тише, тише!».
На том дедовщинка и закончилась. Личный состав начал относиться к студенту с должным уважением.
Вот и все - больше пока ничего нет.
Летная столовая
Представьте себе роскошный московский ресторан тех времен. Белые скатерти, на столах - холодная закуска, вокруг - официантки, «девчонки с ножками», в кружевных передничках, в пилоточках с заломленными золотыми «птичками» от фуражек, да не с серпом и молотом, как в говнофлоте (ГВФ - гражданский воздушный флот), а со звездами... У-у-у-у-ух...
Всё один к одному, только без выпивки. Дух захватывало не только у нас, юношей, ведущих активный образ жизни, но и у престарелых авиационных «волков»...
Скатерть (рассказала Аня - она на снимке между нами)
«Анечка, не подходи, не подходи ко мне близко!», - кричал из-за стола седой подполковник подплывающей с тележкой официантке. «Да что случилось, Иван Иваныч?» «Не видишь, что-ли, СКАТЕРТЬ ПОДЫМАЕТСЯ!!!»
АСЯ - растоптанная мечта...
Провалиться мне на этом месте, но восемнадцать лет тому назад Ася была ДЕВУШКОЙ МОЕЙ МЕЧТЫ. С БОЛЬШОЙ БУКВЫ. Как выяснилось, не только моей...
Ася трудилась официанткой в лётной столовой. Ася лавировала между столиками, из-под пилотки крупными волнами струились роскошные черные волосы... И Ася улыбалась... Казалось, улыбалась она только мне, единственному и неповторимому...
Гм... Короче, с Асей (как и с другими похожими) я особо не церемонился А могло ли быть иначе? Вспомните - «Чем меньше женщину мы любим, тем больше... времени на сон»
Однажды, ноябрьским вечером, сидя в опустевшей столовой, собрал я в кулак всю свою волю и ласково-небрежно процедил: «Заходи, как освободишься, в четыреста седьмую левую. Скучать не будем...». «Ладно...», - как всегда улыбнулась Ася.
Ворвавшись в камеру (комнату офицерской общаги), с порога налетел на соседа: «Женька, вали отсюда, где хочешь ночуй, сейчас ко мне придет АСЯ!». «У-у-ух, Лёха...», - Женька понимающе кивнул, схватил фуражку и был таков...
Ася не пришла...
Часам к четырем утра в камеру вломился радостно-возбужденный Женька: «Лёха, я щас был с АСЕЙ!». «Ну и...», - «равнодушно» зевнул я. «Ну, в-общем...», - Женька вдруг притих (он, наконец, ПОНЯЛ!), - «Она потом сказала - «А любви-то нет...»».
«Сволочь... ТЫ!», - только и смог произнести я. Так Балалайкин* растоптал МОЮ МЕЧТУ.
Вскоре Ася исчезла. Ходили слухи, что Ася скоропостижно вышла замуж то ли за нашего летуна, то ли за десантника одного из соседних полков, и уехала с ним к новому месту службы.
* - фамилия слегка изменена - слишком уж известный в ВВС персонаж
Если праздник - то спортивный...
А тут и 1 Мая подвалило... Личный состав ТЭЧ, кто в чем, был построен на лужайке за ДОСами (ДОС - дом офицерского состава). Лужайка была оборудована парой покосившихся футбольных ворот и гордо именовалась стадионом.
ПАПА дал вводную, из которой следовало, что праздник 1 мая будет ознаменован спортивным подвигом - пятикилометровым кроссом с последующей футбольной баталией. Именно подвигом, ибо было замечено, что отдельные яростные представители прапорского племени чудом держались на ногах.
Нет смысла вникать во все перипетии кросса, но к финишу пришли, в конечном счете, все, а иначе и быть не могло - армия есть армия. И тут я внезапно получил своих первых «похвалов».
Первые "похвалы"
Оценив «боевые потери» (число пьяных и похмельных, не уложившихся в норматив), ПАПА решительно шагнул в мою стороны и выдал, глядя куда-то в сторону: «Я б вас всех, студентов, б..дей московских, вышвырнул бы из армии к е..ни матери!»
Немая сцена... Наконец, я осторожно осведомился: «За что, тащ майор?!» «Потому что!» - отрезал ПАПА и, не оборачиваясь, двинул в сторону ДОСов.
Смысл произошедшего стал понятен значительно позже. «В городах сидят, на природу не выезжают, злость в душах копится, а выход - в преступлении!» (© «Особенности национальной охоты»). Классический случай - ПАПЕ просто надо было выплеснуть эмоции.
ПАПА не был зверем, но московский (минский, киевский и т.д.) офицер-двухгодичник первой недели службы - удобная и безответная мишень для сброса негатива (по-военному - для стравливания пара). Теперь, конечно, «и боль и обида - все забыто...». В-общем, ПАПА, по-своему, был прав, и не мне его винить. Сам потом стал таким. Вернее, почти таким...
Похвалов (или похвалей?) и в дальнейшем было немало. В общей сложности, за два года службы объявил мне ПАПА четырнадцать выговоров, из них одиннадцать строгих. Все «с занесением». Преимущественно за патологическую неспособность вовремя прибыть на построение. К «окончательному и бесповоротному дембелю» личное дело оказалось девственно чистым.
Читаю воспоминания студента - нравится! А чего Кадет не публикует? РЭБовец же! Ты ему полностью зашли, а не по кусочкам.
Да вот отписал он мне, что текучка заела Да и у меня всего пара коротких рассказов осталась. Щас вот выложу.
Вот сосредоточился и Толяна отчетливей вспомнил - даже увидел в движении, какие-то эпизоды всплыли...
Вот в бассейне Толян вместе с Васькой Безручкиным на снимках. Хотел ведь взять снимки в конце января, чтобы дома сосканировать - чего не взял с собой...
Стоянка ТЭЧ (технико-эксплуатационной части)
Стоянка ТЭЧ была развернута в полевом варианте - машины, машины, машины... Ангар, колодец... Только у нас, радистов, помимо нескольких кунгов на базе ЗиЛ-131, имелся еще и домик.
Домик был кирпичный и стоял, можно сказать, прямо на земле, с минимальным фундаментом. Три комнатухи - одна под группу РТО, другая - для группы РСиРНО, третья - инструменталка. В инструменталке сидел боец, выдававший ящики с инструментом.
Вдоль фронтальной стороны домика была установлена, как сейчас модно выражаться, тепловая пушка. Керосиновая топка разжигалась, и продукты сгорания вдувались в домик насосом на базе электродвигателя. Тепло наступало в течение считанных минут, причем в любой мороз. Инструменталка такого удовольствия была лишена.
За домиком, метрах в трех от стены, начиналась так называемая «линия обороны аэродрома» - колючка, полузасыпаные окопчики. Вдоль стены лежало бревно, служившее скамейкой. Южная сторона, тепло! Лепота...
Знакомство с содедями
«Радист?». «Радист». «Из МЭИ?», - делая ударение на Э, спросил здоровенный и угрюмый на вид военный. «Из МЭИ», - делая ударение на И, ответил я. «Пошли, обкуримся», - сказал угрюмый, указывая рукой направо, - «я - Толян, техник группы РТО».
«Радиолюбитель?». «Ясный х...», - ответил я, уже не стесняясь. «Наш человек...». Уселись на бревнышко, что лежало вдоль домика, закурили. Завязался разговор обо всем и ни о чем.
К обеду мы были друзьями, что называется, «не разлей вода»... Дружба выстроилась на чисто практической основе - Толяну требовались радиодетали в неограниченном количестве (сие я способен был ему обеспечить), мне же необходимо было аккуратно, без сучка и задоринки, влиться в армейский коллектив, стать, так сказать, адекватным среде обитания. Как бы то ни было - точки соприкосновения с «кадрами» были найдены.
(Спустя месяц-полтора застал нас на бревнышке зам. начальника ТЭЧ ст. л-т Спирин - паскудный пацан, из «молодых, да ранних» (служит сейчас где-то эй-полковником). Начал было драть нас за курение в неположенном месте. Монолог завершался расхожими тогда словами - «...и вообще, мне непонятна ваша дружба!»... Последовал расхожий ответ - «Педерастнешь - поймешь!».
Юра, забыв о своем «начальстве», ржал вместе с нами. Но счет моим многочисленным выговорешникам был, тем не менее, благополучно открыт).
Кстати, Игорь, ведь мог знать к-на Виктора Коля ("канцлер Коль"), к-на Белошапку ("Белая панама")?
Виктор, царствие ему небесное, тоже был тогда в Шинданде, АОшник он, начальник группы. А Белошапка прибыл к нам в полк, насколько помню, из Магдагачи. Замполитом
По фамилиям не вспомню - только по снимку. Вот сосредоточился и Толяна отчетливей вспомнил - даже увидел в движении, какие-то эпизоды всплыли...
Читаю воспоминания студента - нравится! А чего Кадет не публикует? РЭБовец же! Ты ему полностью зашли, а не по кусочкам.
Представление
«К нам для прохождения действительной военной службы в группе РСиРНО прибыл лейтенант такой-то. Лейтенант такой-то, ко мне!»
Выхожу из второй шеренги по-авиационному, вежливо ткнув в плечо Андреича, становлюсь рядом с ПАПОЙ. ПАПА, поправив фуражку, надвинутую на нос, цикая зубом и поплевывая себе под ноги, выдал: «Прошу любить и жаловать!». В строю прошелестел смешок. «Всё, по группам - разойдись!»
Допрос с пристрастием
Андреич, держась за мое плечо, провел меня в домик. Серые стены, серые столы по периметру, покрытые тонкой резиной (защита от статического электричества - сообразил я). Стенды со знакомыми железяками - рамочная антенна авиационного радиокомпаса, «экранированная» жестяной банкой из-под сельди. Серый шкаф, драный рыжий сейф.
Сели за стол. Прапора (догадался по отсутствию «златых цепей» на фуражках) с нескрываемым любопытством следили за каждым моим движением. «Ну, рассказывай!». «А что рассказывать, тащ капитан?».«Ну, что закончил, чем занимался...»
Кратко поведав о немногочисленных (для своих двадцати пяти) подвигах на ниве «народного хозяйства», увлекся и начал рассказывать об участии в последних разработках в интересах ракетных войск стратегического назначения. Андреич зевнул, деликатно прикрыв рот рукой. Поняв намек, я умолк.
Знакомство с личным составом группы
С минуту держали паузу. «Это Витёк, техник группы. Сука...», - указав ладонью на усатого, произнес Андреич,- «будешь драть его, как... Это Вася», - кивнул в сторону упитанного малого,- «Морду отъел! На свиную тушенку клеить можно... А это - Шурик», - повысил было тон Андреич, затем, совсем тихо, - «Пшел отсюда... кот помойный...» - белобрысый Шурик аккуратно прикрыл за собой дверь.
На лице моем явно отобразилось некоторое недоумение. После кафедры и курсов переподготовки в Академии Жуковского армейские реалии показались несколько... не укладывающимися в рамки ставшего привычным этикета.
(Позже выяснилось, что Витек с Шуриком слили из бака вверенного группе ЗиЛ-131 десять литров бензина для мини-мокика, а привести в соответствие счетчик километража поленились. История всплыла и была тут же замята, но Андреич получил от ПАПЫ люлей по полной программе. Васёк был не при делах, но Андреич вздрючил его просто так, в профилактических целях).
Андреич, уловив мое смущение, обернулся к Витьку: «Доставай, что-ли...». Витёк немедленно вытащил из сейфа литровый пузырь, нацедил миллилитров сто пятьдесят в пустую водочную бутылку, долил воды из кружки, что болталась, прикованая цепочкой к бачку с водой.
По очереди выпили. Слабый привкус керосина (под любым аэродромом - керосиновая линза). Андреич осторожно извлек из-под стола подобие перевернутой шахматной доски, на которой аккуратно были расставлены фишки типа шашек, и началась игра, шеш-беш - любимая авиационная игра. Больше на меня внимания никто не обращал.
Предоставленный, таким образом, самому себе, привычным жестом вытряхнул из пачки сигарету и отправился изучать окрестности.
Первый выезд на аэродром
Вслед за первым построением - первый выезд на аэродром. Ничего особенного - ехать на Урале с разодранным тентом (как шутили - «тропический вариант исполнения») по разбитой дороге со скоростью 5 км/ч было не впервой - военные сборы после пятого курса зря, что-ли, проводились?! Умудренные опытом военные, сидевшие возле заднего борта, дышали через респираторы и с любопытством разглядывали студента в новенькой техничке.
По прибытию на стоянку девственно-синяя техничка приобрела цвет «афганки» - песочно-серый. Попытки вытряхнуть из куртки дорожную пыль ощутимого результата не дали.
Личный состав толпился возле курилки - по стоянке носился боец с автоматом в сопровождении нач. ТЭЧ. Криминала, как выяснилось, выявлено не было, просто пластилиновые печати потекли под ласковым апрельским солнышком. Нач. ТЭЧ майор М. (далее по тексту - ПАПА) махнул рукой, толпа офицеров, прапорщиков и бойцов неохотно поплелась на стоянку.
ПАПА, неожиданно для всех, скомандовал: «Строиться!» («строИться» - по-ленински прищурившись, продублировал невысокого роста мужичок в летном комбезе - им оказался замполит ТЭЧ капитан Белошапка, партийная кличка - «белая панама»).
Белая панама
Белошапка, прослужив двадцать с лишним лет где-то на окраинах нашей, тогда еще великой и могучей Родины, прибыл в полк признанным «мастером художественного слова» (в переводе на общегражданский - двух слов связать не мог). Прапора на политзанятиях легко загоняли замполита в тупик - «вот Вы всё «партия, Родина»... Мы в Афгане долг свой интернациональный исполняли, кровь проливали - где обещанные Родиной и партией квартиры?!»
В летной столовой изо дня в день производилась экзекуция - кто-нибудь из прапоров, сидя с замполитом за одним столом, начинал задумчиво напевать - «ах, белая панама-а-а...». Белошапка сурово смотрел на охальника, краснел, бледнел, зеленел и, наконец, бросив все, вскакивал из-за стола и экстренно покидал столовую. Надо сказать, ни разу ни один из прапоров наказан замполитом не был - Белошапка был мужиком отходчивым и безобидным.
Политзанятия среди офицеров Белошапка не проводил принципиально, ограничиваясь напутствиями молодым-холостым перед выходными: «Если вы случайно, э-э-э, вступите в половую связь с незнакомой вам балериной... Обязательно потом надо попИсать... Промыть уретру...». Поясню: балерина на общеармейском жаргоне - любая особь женского пола от момента полового созревания до наступления менопаузы (да простят меня дамы!).
И еще один перл (больше, в общем-то, и вспомнить нечего - с замполитом офицеры почти не общались). Перед каждым дежурством расказывал нам замполит одну и ту же байку - некий боец, стоя на разводе, всякий раз просился в сортир. Бойца отпускали - спустя пару минут боец возвращался в строй в сисю пьяным...
Служебное разбирательство поручили лично ему, замполиту, капитану Белошапке. И вот, что замполит нарасследовал: боец вводил себе несколько капель водки непосредственно в прямую кишку, обычной медицинской пипеткой...
Короче, замполит ТЭЧ был ХОРОШИЙ.
Первое построение
Первое построение. Не успев усвоить «боевые порядки» ТЭЧ, скромно встал в строй на правом фланге, за чьей-то широкой спиной. Пронесся легкий смешок. Невесть откуда взявшийся военный потянул меня за рукав - «студент, ты у меня в группе!», и утащил на левый фланг. Так состоялось знакомство с начальником группы регламентных работ РСиРНО капитаном Николаем Андреевичем К, в чьей группе мне выпала честь служить старшим техником.
Андреич
Андреич служил в авиации с тех давних времен, когда член принято было величать елдой. Всегда наглаженный, в фуражке-аэродроме с высоченной тульей и лаковым козырьком, вид Андреич имел безупречный и внушительный. И быть бы Андреичу майором, но образцовый внешний облик сыграл с своим обладателем злую шутку, не дав карьере совершить решающий боевой разворот.
Андреич прибыл в полк с представлением на майорскую должность - должность инженера по РЭО. Зоркий глаз зам. по ИАС, скользнув по наградам на левом борту бравого капитана, сместился вправо и уткнулся в значок «ВУ» - выпускника среднего военного авиационно-технического училища. Вопрос о назначении Андреича на должность инженера отпал сам собой.
(Все законно, упрекнуть некого, кроме самого себя. Но осадок в душе «пятнадцатилетнего капитана» близок и понятен - сам уволился в запас, так и не став подполковником. Андреич же майора получил лишь на дембель).
Забегая вперед: была у Андреича красавица-жена, немногословная, как и сам глава семейства, была красавица-дочь Маринка. Супруга работала дежурной в нашей, с позволенья сказать, «гостинице», Маринка, только-только окончившая десять классов, намылилась замуж за курсанта-первогодка кремлевского училища. Сейчас Маринке, судя по всему, годков уж тридцать пять...
Вот и забылось почти все - пока писать не начал. Думал, напишу историй пять-десять коротких - а по мере письма память разворачивалась - и произошла реанимация почти полная! Теперь ощущение, что вчера все было - оказалось, писать, как самогипноз - сейчас стоит сосредоточиться - и мельчайшие детали возникают - так же реально все, как нынешняя жизнь.
Это точно, сейчас на себе такой фокус ощущаю
Кстати, Игорь, ведь мог знать к-на Виктора Коля ("канцлер Коль"), к-на Белошапку ("Белая панама")?
Виктор, царствие ему небесное, тоже был тогда в Шинданде, АОшник он, начальник группы. А Белошапка прибыл к нам в полк, насколько помню, из Магдагачи. Замполитом
И вот она, войсковая часть! Прапор на КПП махнул рукой в сторону штаба - «Туда ходи».
К командиру вошел шагом, отдаленно напоминающим строевой. Представился. Командир, кивнув на приветствие, рявкнул что-то в трубу полевого телефона. Через минуту подивиться на лохматого чудака в синем плаще собралась кучка офицеров, как выяснилось позже - зам. по ИАС, ст. инженер по РЭО, нач. ТЭЧ и начстрой.
Далее - обрывками. Ст. инженер по РЭО: «... в ТЭЧ пойдешь, старшим техником группы РСиРНО...», нач. ТЭЧ - «...завтра, в 08.40 - построение, за столовой...». Начстрой сунул мне какие-то бумажки - заявы в гостиницу, в столовую, на склад.
Все бытовые проблемы решились в один день. После обеда в летной столовой сходил на вещевой склад. Вечером, сидя на куче шмотья в комнате офицерской общаги (почему общагу упорно кличут гостиницей?), старательно, «дырочка в дырочку» подшивал погоны на повседневный китель.
Успех превзошел все ожидания. Внимательно изучив себя в зеркале, звезд не обнаружил - погоны оказались подшитыми почти на спине Забегая вперед, скажу, что никто, никакими силами и похвалами так и не сумел заставить меня перешить погоны как положено.
(Полезные советы: г-да студенты, в летной столовой усаживаются не где попало, а за первый незанятый (неполностью занятый) стол в техническом, а не в летном зале. Садитесь и не дергайтесь - официантка сама к вам подойдет. Не забудьте пожелать сидящим рядом приятного аппетита - это не проявление вежливости, а просто авиационный ритуал
Подшивайте погоны так, чтобы шов кителя не совпал с осевой линией погона, а находился в сантиметре от края).
Это все, что осталось от того самого КПП.
Лучше не откладывать. Бог знает, сколько нам осталось еще. Вот ругаю себя за то, что не вел никаких записей - на память надеялся. Первое время мог часами расказывать - а тут сел писать, а писать-то особо и нечего
Вот и забылось почти все - пока писать не начал. Думал, напишу историй пять-десять коротких - а по мере письма память разворачивалась - и произошла реанимация почти полная! Теперь ощущение, что вчера все было - оказалось, писать, как самогипноз - сейчас стоит сосредоточиться - и мельчайшие детали возникают - так же реально все, как нынешняя жизнь. Так что пиши, товарищ майор. Кто вспомнит, если не мы?
А снимки твои - будто на своем аэродроме побывал. Заросшие аэродромы...
Полоцк (в Хохляндию приехали)
В 02.30, после восьми часов пути (с остановками возле каждого куста) пассажирский поезд Минск-Полоцк выпустил из своего чрева благоухающего одеколоном «Тет-а-тет» новоиспеченного лейтенанта Военно-Воздушных Сил.
Перрон дремал, освещенный одинокими огнями. В здании вокзала было не по-московски пусто Скучающий мент жестами обозначил дорогу к военной комендатуре (сейчас шутят - «мальчик жестами пояснил, что зовут его - Хуан»).
(Полутора годами ранее из того же поезда вывалилась парочка двухгодичников-РЭБовцев - однокашников по школе и по МИРЭА (со всеми вытекающими - в пути друзья разминались минским портвешком). Поправив на носу очки, Лёха, силясь осознать действительность, завороженно смотрел на вздрагивающую неоном надпись «ПолАцк». Затем, спустя минуту, с восхищением изрек: «Ну, блин, в Хохляндию приехали!» ).
Путь к военной комендатуре лежал через знаменитый Красный мост, на котором русское войско в свое время изрядно надрало задницы супостату-французу. Остановился прочесть надпись на постаменте - у подножия что-то блеснуло. Что-то оказалось кокардой вполне современной офицерской общевойсковой фуражки Что ж, чтим память...
«С моста - прямо и, не доходя, упрешься...». Уперся в одноэтажное здание с единственным тускло освещенным окном, деликатно постучался. На пороге образовалась улыбчивая девица в коротком белом халатике - дорога вывела прямиком к Станции Скорой помощи . Ласково поговорили - «...может, до утра у нас побудете?» - воинский долг неожиданно взял верх над соблазном.
Комендатура оказалась всего лишь десятью метрами левее. Дежурил лейтёха-танкист, смотревший на меня с нескрываемой завистью - «...культурно вы, летуны, живете. Не то, что мы... Да-а-а...».
До первого автобуса оставалось довольно времени, и танкист определил меня на кушетку в камеру (с кратким историческим экскурсом - в годы войны здание занимало гестапо). Положив голову на на чемодан, накрывшись плащем, некоторое время я размышлял, поглядывая на мрачные своды - стоило ли отказываться от приглашения миловидной сестрички? Наконец, сморило. Сквозь дурной сон доносились стоны жертв фашистских палачей.
Коль скоро Биглер меня не публикует, буду публиковаться самиздатом
Дорога из Москвы в Минск прошла без особенностей. Минск удивил отсутствием привычной московской вокзальной суматохи - сошедшие с поезда граждане лениво разбредались по своим делам. Приятно удивил чистый и светлый минский метрополитен, состоявший, в то время, всего из двух коротких веток. Станции были оснащены по последнему слову техники - увешаны гроздьями видеокамер и телевизионными мониторами.Итак, 25 апреля 1988 года, понедельник, 08.40, Штаб ВВС Округа. Во внутреннем дворике - толпа недовольных старших офицеров, с ними - генерал, ворчащий что-то о предстоящем «всеми любимом построении». Недоумевающий инженер-радист - «...что-то ты припозднился, все клетки (вакантные должности) у нас давно уж заняты. Куда ж тебя, мля, пристроить?» На реплику, что я, мол, не прочь вернуться в Москву и проходить воинскую службу по месту жительства, инженер хитро ухмыльнулся: «Дуй-ка, ты, студент, в Степянку. Пусть кадры там с тобой и разбираются».
(Из рассказа Толяна. В 1987 году Толян сменился с Афгана и прибыл в тот же Штаб ВВС Округа. Вид старлей имел поджарый, загорелый и разгильдяйски-нестриженый. Плюс ко всему - повседневные брюки «в обтяг», подобные гусарским рейтузам, да ботинки на шестисантиметровом каблуке. Обалдев от неслыханной борзости, инженер-радист НАТУРАЛЬНО СХВАТИЛ ГУСАРА ЗА ЯЙЦА! После приведения в надлежащий советскому офицеру вид инцидент был исчерпан).
Тут по-ходу супруга припомнила - Толян предстал перед инженером в расстегнутой почти до пупа рубахе, а на пузе у него болтался огромный крест
Это у нас культурный отдых
А это - рулежка, левее - площадка, на ней регламентные работы на Ми-26 делали. Кстати, тогда во всем Союзе было только 2 эскадрильи Ми-26, одна из них - у нас.
Везет вам с Толяном - можете спустя столько лет по своему аэродрому пройтись
Первый раз когда пошли - даже пожалел, что взбрела мне в голову такая идея. Шли и плакали - и это два здоровенных сорокатрехлетних мужика. Теперь притерпелось. Когда приезжаю - идем обязательно, на всегда с пузырем водки. На всякий случай.
Это была двухрядная дорога, параллельная полосе. Зарослей не было - была травка типа газонной. Все заросло.
А это взлетка. С аэродромом вообще чудеса произошли - сначала поменяли весь бетон, удлинили полосу (Руслан теперь может сесть), построили стационарное здание ТЭЧ, а потом наш полк расформировали, два десантных полка (350 и 357) тоже, аэродром закрыли. Теперь потихонечку разворовывают - всю железку растащили, склад ГСМ - все цистерны выкопали. Привода, правда, работают.
Это то, что осталось от нашей старой полевой ТЭЧ.
А если еще бассейн любимый увижу - совсем хорошо будет.
Бассейн обещаю, только ехать надо за снимками в Боровуху, забирать, сканировть и т.д. Там пока с интернетом проблемы.
Между прочим, я с тех пор вертолета близко не видел - но как запустить, помню
А я летал крайний раз летом 2002, на МТшке, в теплых краях. Страху натерпелся - никогда такой вибрации при подъеме раньше не ощущал, думал - вот-вот развалится. Правда, этот борт налетывает столько, что каждые три месяца отправляется чуть ли не на замену двигателей.
Пока шли на высоте около 1000 с небольшим левым креном - нормально было. А когда над рельефом - трандец, думаю. Гильзы еще мне в лоб летели, сел неудачно, как раз напротив двери (зато обзор). А потом, на подлете к базе, борттехник пулемет снял да в угол поставил - пулемет на меня упасть попытался. Машинально схватил его за раскаленный ствол
Когда-нибудь...
Лучше не откладывать. Бог знает, сколько нам осталось еще. Вот ругаю себя за то, что не вел никаких записей - на память надеялся. Первое время мог часами расказывать - а тут сел писать, а писать-то особо и нечего
Игорю Фролову. Очень понравились Ваши истории, особено Бортжурнал. Спасибо
Спасибо! Но Ничья - это тоже история из Бортжурнала:) Только длинная. На самом деле, конечно, задумана более широкая вещь, Вы правильно угадали - но для сайта выложил в очень коротком виде. Когда-нибудь...
Блин, знакомое лицо...
Еще бы не знакомое! Это ж я:) Оккупирую Фарах...
Везет вам с Толяном - можете спустя столько лет по своему аэродрому пройтись. А в Магдагачах аэродрома с 98-го нет, и ехать далековато. В Шинданде - амеры не пустят, да и ехать опять же... Пусть все в памяти остается, как было. Мне тут на Бортжурнал оджнополчане и с Магдагач и из Шинданда (после меня уже служили) фотки прислали - приятно. А если еще бассейн любимый увижу - совсем хорошо будет. Между прочим, я с тех пор вертолета близко не видел - но как запустить, помню.
Игорю Фролову. Очень понравились Ваши истории, особено Бортжурнал. Спасибо
Поделимся, только надо в Боровуху съездить. Вот снимок Верасов (Сябров?)
Эт я. Более поздние времена, теплые края... Глазки прячу по понятным причинам - срок давности еще не вышел АКСУ, увы, нам не выдавали. Чем богаты...
Чего-то шрифт мелкий, смайлик боюсь какой-нибудь зверский воткнуть
Втыкай - здесь поймут Короче - искренне рад тебя видеть, хоть ранее и не были знакомы. Найдется много идиотов, готовых нас обидеть - время такое. Но, что бы ни говорили - Военно-Воздушные Силы - это братство.
Это мы с Толяном (январь 2006) на нашем аэродроме (Боровцы). Восемнадцать лет спустя... А вышли на стоянку ТЭЧ с ошибкой в полметра - как будто вчера там ходили.
Блин, знакомое лицо...
Был Толян тогда (Шаляпин), и Васька Безручкин, тоже радист. Снимков куча, вплоть до того бассейна, что ты описывал.
Поделились бы снимками однополчане - фоток того же бассейна у меня и нету - что-то на таможне забрали, что-то оставил, и вообще, ностальгия, хочется иных ракурсов!
лицо Толяна знакомое, но с уверенностью не скажу. Он спец по чему был
Радист. Был Толян тогда (Шаляпин), и Васька Безручкин, тоже радист. Снимков куча, вплоть до того бассейна, что ты описывал.
я бы подлиннее написал
Краткость - сестра таланта, но враг гонорара
Ладно, у меня уже третий час, пойду, - спасибо за разговор!
У меня - первый. Заходи
Смотрю снимки по ссылке - ну и вид у тебя зверский И на МТшке летал - ДИСС-15 я углядел под хвостовой балкой Читал по АСЮ?
ЗЫ. Посмотрел все снимки. Теперь верю.
Фото посмотрел - лицо Толяна знакомое, но с уверенностью не скажу. Он спец по чему был?
АСЮ читал - я бы подлиннее написал - как неуверенный в себе лейтенант:) (Чего-то шрифт мелкий, смайлик боюсь какой-нибудь зверский воткнуть)
А фотки еще выложу - групповые есть - летчики, техники, - но позже.
Ладно, у меня уже третий час, пойду, - спасибо за разговор!
Смотрю снимки по ссылке - ну и вид у тебя зверский И на МТшке летал - ДИСС-15 я углядел под хвостовой балкой Читал про АСЮ на предыдущей странице?
ЗЫ. Посмотрел все снимки. Верю.
Привет, коллега! Честно говоря, я удивлен этому неверию - будто в Советской Армии не служили!
Привет, Игорь, рад видеть! По-хорошему завидую - нет у меня таланта прозаика В Красной Армии служил с 88 по 03 годы, с небольшим перерывом. Начинал ст. техником группы РТО в 276 ОВП (Боровуха-1).
И фамилий наземников я не помню - только в лицо узнаю... И потом, какой резон мне под своей фамилией вранье публиковать - с тремя однополчанами связь поддерживаю, они бы уличили.
Интересно, кто там меня не помнит?
См. лицо - это Толян (крайний справа) - был в Шинданде в 86-87 гг. Третий справа - я. http://authorit.ru/?c=10&b=6 , подраздел Застолье.
Игорь, без обид. Все мы бывшие студенты Я, между прочим, майор запаса Все в ТУ! Заходи!
- Войдите на сайт для отправки комментариев
Блин, смотрю - и не верю... Костя старше меня примерно на полгода - одногодки мы, а Федорычу было тогда, 19 лет назад, чуть меньше, чем мне сейчас... Афигеть...