инструкции и рекомендации на высшем уровне
- Войдите на сайт для отправки комментариев
Это что-то. Просто шок.
Сдаем большой проект. ВДРУГ оказывается, что все, что сделано - "чушь полная" (по ГОСТам 2-ой, 19-ой, 34-ой серии, + надежность, безопасность - только по действующим).
Оказывается, что документацию я должна разработать согласно ГОСТ с буковками Р и всякими директивами и рекомендациями, например:
"РЕКОМЕНДАЦИЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГРАММНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ
МИ 2891 - 2004
Москва
2004"
Читаю, волосы встают дыбом.
Внимание, выдержки.
Первая же фраза:
"Данный документ устанавливает требования к метрологическому контролю ПО СИ в форме общих требований к документации ПО, его структуре, его идентичности ПО, аттестованному при испытаниях с целью утверждения типа, вносимой погрешности и защите."
По-моему, комментарии излишни. Так построить фразу надо постараться..
Дальше в лес, больше дров.
"Интерфейс – общая граница между двумя блоками с различными характеристиками, относящимися к функциям, физическим соединениям и обмену сигналами."
Нет времени комментировать каждую фразу, хотя очень хочется. Далее:
"Набор документов, сопровождающих ПО, включает:
- описание структуры ПО и выполняемых функций, в том числе последовательность обработки данных;
- описание функций и параметров ПО, подлежащих метрологическому контролю;
- описание реализованных в ПО расчетных алгоритмов, а также их блок-схемы;
- описание модулей ПО;
- перечень интерфейсов и перечень команд для каждого интерфейса, включая заявление об их полноте;
- список, значение и действие всех команд, получаемых от клавиатуры, мыши и других устройств ввода;
- описание реализованной методики идентификации ПО;
- описание реализованных методов защиты ПО и данных;
- описание интерфейсов пользователя, всех меню и диалогов;
- описание хранимых или передаваемых наборов данных;
- руководство пользователя;
- характеристики требуемых системных и аппаратных средств, если эта информация не приведена в руководстве пользователя."
Вроде все по делу, но где описаны структуры этих документов и сколько лет описывать маааалюсенькое ПО?
И еще вот этот шедевр, не могу удержаться:
"ПО и данные, подлежащие метрологическому контролю, защищены от недопустимых изменений с использованием простых программных средств, например текстовых редакторов."
Что скажете, господа?
Нет, за деньги заказчика. Возьму фрагмент типового договора и выложу картинкой здесь.
Лучше не здесь И не сейчас... Готов обсудить подробно...
Нет, за деньги заказчика. Возьму фрагмент типового договора и выложу картинкой здесь.
Прописывают перечень работ по стадиям и этапам - прям с 34 тянут. Требования крайне редко предъявляют - изредка прописывают Приложением к Договору некие общие технические требования. Но это нетипично. В-общем, ничего особо криминального в этом не вижу.
Этапы - понятно, но если требования не прописаны все, то и цену не определите... Любое дополнительное требование к АС (типа этого - а где у Вас тут метрологическая аттестация Вашего изделия как СИ?) - изменение объёма работ - изменение существенных условий договора - изменение цены...
surgeon написал:
...По 34 серии ТЗ пишет разработчик...То есть писать-то он, конечно, может, особенно если за свои деньги
Прописывают перечень работ по стадиям и этапам - прям с 34 тянут. Требования крайне редко предъявляют - изредка прописывают Приложением к Договору некие общие технические требования. Но это нетипично. В-общем, ничего особо криминального в этом не вижу.
Для военного заказчика, но не для АС
Указанные статьи - для всех "заказчиков" в РФ и "всех АС" (для указанного Вами заказчика - есть дополнительные особенности в других частях)...
Чаще всего в Договоре прописывается перечень работ (тянется из ГОСТ 34), стоимость каждой работы, ну и пишут, что АС разрабатывается согласно требованиям ГОСТ 34.. У меня хранятся где-то несколько десятков подобных договоров
Гы... Вы все еще буквально воспринимаете все, что написано в 34. ?
Ну объясните мне (пока я собираюсь к "пропаданию" на 4 дня) - зачем нужно тогда разрабатывать ТЗ, если объем работ (требования - трудоёмкость - стоимость объёма) уже определены?
Для военного заказчика, но не для АС
Чаще всего в Договоре прописывается перечень работ (тянется из ГОСТ 34), стоимость каждой работы, ну и пишут, что АС разрабатывается согласно требованиям ГОСТ 34.. У меня хранятся где-то несколько десятков подобных договоров
Всегда надо прописывать в Договоре, что Исполнителем должно быть разработано техническое задание, по статусу становящееся неотъемлемой частью Договора. Или что-то в этом роде.
Алексей.
Я не хочу с Вами спорить по, скорее всего, пустяковому вопросу (думаю, что эти "вдруг возникшие требования" – обычное вымогательство, поскольку видится мне, что заказчик понятие "стандартизация" от "стандарт" отличить не в состоянии, хоть в одном законе и определены. Да и не хочу я заказчиков уму разуму подробно обучать), но моя формулировка точнее. :oops:
К тому же, если ТЗ разрабатывается позже заключения договора (или разработка ТЗ – первый этап договора), то соответствующие фразы, помимо других разделов с существенными условиями, должен содержать и раздел «Цена».
Посмотрите статьи 432, 451, 424. Это (ну и здравый смысл, конечно, - основа всех норм), в том числе, имелось в виду при моем утверждении, что ТЗ – документ Заказчика…
Всегда надо прописывать в Договоре, что Исполнителем должно быть разработано техническое задание, по статусу становящееся неотъемлемой частью Договора. Или что-то в этом роде.
Вынужден добавить отдельно - может пригодиться в разговоре с Заказчиками.
... должен быть прямо указан в ТЗ на разработку.
При этом само ТЗ - должно быть существенным условием договора... :oops:
К сожалению, понятие ТЗ - как "предмет договора" ("договор" - по ГК РФ) в ФЗ "О техническом регулировании" - отсутствует... Есть только понятие - "условие договора".
Оказывается, что документацию я должна разработать согласно ГОСТ с буковками Р и всякими директивами и рекомендациями
Вы никому ничего не должны. Применение ГОСТов (тем более директив и рекомендаций) согласно действующему Закону о техническом регулировании является делом добровольным. Каждый нормативный документ, которому Вам действительно необходимо следовать, должен быть прямо указан в ТЗ на разработку.
Сдаем большой проект. ВДРУГ оказывается, что все, что сделано - "чушь полная" (по ГОСТам 2-ой, 19-ой, 34-ой серии, + надежность, безопасность - только по действующим).
Оказывается, что документацию я должна разработать согласно ГОСТ с буковками Р и всякими директивами и рекомендациями, например...
Насчет обязательного наличия буковок Р в действующих стандартах - первый раз слышу, хоть немного и отстал от жизни. Пусть покажут документ, прямо отменяющий действие "незамененных на P", стандартов.
Что касается "вдруг" - не понимаю. Что говорит ТЗ в части соответствия требованиям к разработке в части метрологических требований?
Насчет ГСИ - это не шутка, а один из серьезных вопросов создания техники. И так часто встречается, что и экспертизу и аттестацию по метрологии отдали на коммерческий откуп...
Однако, Заказчику еще надо доказать, что Ваш проект является Средством Измерения. Т.е. , если у Вас в системе датчики - покупные, то речь сведется к оценке погрешностей Вашей управляющей программы (алгоритмической точности) по отношению к погрешностям точности измерения самих датчиков (опять-таки это в ТЗ должно было быть однозначно определено).
Но может я не совсем понял Ваш вопрос?
P.S. Добавлю некоторые подробности (как я их понимаю).
Немного истории насчет буковки Р.
Во время преобразования СССР-СНГ правопреемственность за СССР юридически взяла на себя Россия, так что все нормативные и правовые документы действовали в части не противоречащим вновь принимаемым, таким как Гост Р 1.0-92. Его пункты 9.3, 9.8 – 9.11 содержали нормы, распространяющие действие международных (региональных) стандартов в качестве государственных стандартов Российской Федерации (хоть этот стандарт – и был на тот момент почти единственным Российским. Характерно, что в качестве ссылочного документа в нем – Гост ЕСКД 2.114-70) …
Разумеется, продолжая принципы «переходного» периода такая система межгосударственных стандартов вступила в действие. (дополнительная правка - P.P.S - нашел таки - ГОСТ 1.0-92 http://gostcat.h18.ru/cgi-bin/catalog/catalog.cgi?i=9268 ). При этом Госты без буковки – стали межгосударственными стандартами, применение которых законом РФ «О техническом регулировании» специально оговорено (правда, надо смотреть по области действия). Более того, сейчас сама система ГСИ – межгосударственная (основополагающий документ ГСИ, РМГ 29-99 , насколько я понимаю, принят межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации). Да и сами метрологические требования к ОКР, собственно говоря, из самой ЕСКД и проистекают...
Насчет самого понятия "рекомендации":
Статья 13 закона о техническом регулировании
К документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся:
…
правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;
…
Насчет датчиков - посмотрите ГОСТ Р 51086-97 ( У меня нет под рукой никаких Гостов - пользуюсь ссылкой Вадима - здесь http://gostcat.h18.ru/cgi-bin/catalog/catalog.cgi?i=3813 )
- Войдите на сайт для отправки комментариев
Pикки, расскажите, чем вопрос-то закончился? А то мы уже уходим от Вашего вопроса в экономическо-юридическом направлении…
Алексей, может действительно лучше этот вопрос в другую ветку перенести?
По существу.
В ветке Нормативы трудоемкости http://authorit.ru/forum/24 есть ссылка на ОСТ 4.071.030 . Такие отраслевые нормативы, (первоисточник – экономические наработки сталинского времени и Госкомтруд) есть по всем отраслям промышленности. И не могу сказать, что сейчас этими укрупненными нормативами никто не пользуется… Да, раньше на предприятиях существовали отделы НОТ (научной организации труда – если кто не помнит), которые отслеживали технологические «последствия» НТР и уточняли перманентно эти нормативы. Но, скажем так – эти нормативы и на данный момент времени актуальны – они являются лимитными.
Так вот, каждое требование ТЗ (если, конечно, не «от балды» написанное – в конечном итоге определяет количество листов в комплекте документов, количество команд исходных программ, … и т.д. – т.е. определяет объем работ по выполнению ТЗ.
( Ну, и ОКР дополнительно всегда накладывал особый отпечаток на определение объема работ, т.к. объем работ в подробностях виден только по завершению стадии «технический проект»).
Таким образом, введение этапов «техническое предложение», разработки и согласования ТЗ в содержание работ по ОКР (как это сделано в 34.) с одной стороны – убыстряет само согласование ТЗ и упрощает согласование ценовых параметров работ, с другой – нивелирует саму сущность ТЗ и этапов ЭП, ТП, в том числе, и с экономической точки зрения. Данное обстоятельство только усугубляет то, что ТЗ сейчас не является предметом договора…
Закончив сей экскурс, я поясню ранее сказанное.
Если Вы на стадии согласования с заказчиком ТЗ, например, увидели, что объем работ будет значительно превышать ту цену, которую заказчик будет готов за эту работу заплатить – Ваши действия? Договор уже заключен…
Если Вы не оговариваете, что объем работ по ТЗ и соответственно цена – существенное условие договора…
Если в договоре только ссылка на ТЗ как неотъемлемую часть договора – работа для Вашего юриста обеспечена надолго.
Примерно так.
С уважением, Михаил